Воскресенье, 19.05.2024, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Огнестрельное [138]
Холодное [21]
Гранаты [7]
Боевая техника [15]
Ученые, конструкторы (связанные с любым видом оружия) [18]
Бомбы, ракеты [2]
Экипировка войск [3]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » Бомбы, ракеты

Царь-бомба

АН602 (она же «Царь-бомба» и «Кузькина мать», а также (ошибочно) РДC-202 и РН202 — см. раздел Название) — термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954—1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова. Самое мощное взрывное устройство (по разным данным от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента) за всю историю человечества.

В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров, В. Б. Адамский, Ю. Н. Бабаев, Ю. А. Трутнев, Ю. Н. Смирнов и другие.

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «изделие В», причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ — «изделие 602»). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как АН602 ошибочно отождествляют с РДС-37 или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202). Более того, в результате у АН602 задним числом появилось и «гибридное» обозначение РДС-202 (которого ни она, ни РН202 никогда не носили).

Обычно считается, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва в рекордно короткие сроки — вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет — с осени 1954 г.[3] по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959—1960 гг.). При этом в 1954—1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вел НИИ-1011.

Стоит заметить, что приведенная выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики/РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили еще несколькими месяцами позже[5]. Но в любом случае — только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 — ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее — АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесен ряд конструктивных изменений — в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчетный вклад в мощность взрыва — 1,5 мегатонн) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени (еще 50 мегатонн мощности).

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать — было решено не использовать третью ступень процесса взрыва («реакцию Джекилла-Хайда») и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент.

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведенный прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьезных изменений в силовой схеме исходного самолета, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертеж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлетной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъемнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы — электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трех замков (необходимость чего диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ ВВС (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения летных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний . В октябре 1959 года «кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж

Испытания

Взрыв Царь-бомбы

Взрыв Царь-бомбы

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолет и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека — реальная бомба по массе (26,5 т[10], в том числе вес парашютной системы — 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту).

Подготовленный Ту-95В перегнали на аэродром Оленья. Вскоре он со специальным светоотражающим покрытием белого цвета и реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с майором А. Е. Дурновцевым[12], взял курс на Новую Землю.

Испытание самого мощного в мире взрывного устройства состоялось 30 октября 1961 года, в дни работы XXII съезда КПСС. Но первоначально уже вылетевший на задание и снаряжённый самолёт пришлось вернуть на базу из-за отказа прибора радиолокационного наведения. Встала дилемма — сбросить бомбу и потерять плоды огромных усилий, либо сажать самолёт с уже взведённой бомбой, с риском её подрыва. Академик Сахаров и его коллега лично поставили подписи под документом, удостоверяющим что посадка безопасна. И лишь после посадки и устранения неисправности состоялся второй вылет, который и завершился успехом.[13]

Подрыв бомбы произошёл в пределах ядерного полигона «Сухой Нос» (73.85, 54.573°51′ с. ш. 54°30′ в. д. / 73.85° с. ш. 54.5° в. д. (G)) на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) (однако есть и другие данные о высоте взрыва — в частности, назывались цифры 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м). Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн

Результаты испытания
Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя «Царь-бомба», впечатляли:

* Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров[4]; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров[
* Огненный шар разрыва радиусом примерно 4,6 километра (впрочем, оценка радиуса огненного шара зависит от принятой высоты подрыва бомбы) достиг поверхности земли — что нехарактерно для воздушных ядерных взрывов.
* Излучение вызывало ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
* Ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
* Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 мин.
* Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
* Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают.



Категория: Бомбы, ракеты | Добавил: ZacromeN (18.03.2010)
Просмотров: 3674 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
ZacromeN & KuBuS© 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz